Юридическое лицо обретает статус микрофинансовой организации со дня занесения о нем сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций. Соответственно, утрачивает этот статус оно с момента удаления указанной информации из реестра.
Таким образом, если есть желание извлекать прибыль посредством открытия и развития микрофинансового учреждения, что в последнее время особенно пользуется спросом, как со стороны учредителя, так и со стороны потребителей, следует ознакомиться с порядком открытия МФО, а также с процедурой включения в государственный реестр микрофинансовых учреждений.
Микрофинансовая организация представляет собой юридическое лицо, которое регистрируется в форме фонда, небюджетной фирмы, автономной некоммерческой компании, некоммерческого партнерства, хозобщества или товарищества с целью осуществления микрофинансовой деятельности. Работа МФО в целом схожа с банковской деятельностью. Отличие в том, что осуществляется она по иным правилам и регулируется другими нормативами, предусмотренными действующим федеральным законодательством.
МФО имеют право привлекать деньги и выдавать их в качестве займов. Как правило, клиентами таких организаций становятся физические или юридические лица, которые по определенным причинам получили отказ на запрос предоставления кредита в банке. Обоснованной причиной отказа в займе в банковском учреждении может служить отсутствие или наличие неблагоприятной кредитной истории, наличии нарушений, неуверенность банка в способности потенциального заемщика погашать долг и т.п. Микрофинансовые организации предоставляют займы, размер которых не превышает 1 миллиона рублей.
Для обретения статуса МФО необходимо пройти процедуру создания, которая состоит из 2 основных этапов:
Работающие микрофинансовые организации должны Банк России обязательно уведомлять обо всех изменениях, которые осуществляются в отношении учредительной документации. Помимо этого, необходимо предоставлять ежеквартальные отчеты касательно осуществляемой деятельности и состава их руководства. Все отчеты передаются в форме и порядке, определяемом Банком России.
Если описанные этапы не будут выполнены своевременно, МФО будет удалена из реестра и утратит право осуществлять микрофинансовую деятельность.
После того как компания, претендующая на включение в государственный реестр, пройдет процедуру регистрации, необходимо открыть для нее расчетный счет в любом банке. Первым делом нужно оплатить госпошлину за включение в госреестр микрофинансовых учреждений. Согласно Налоговому кодексу размер пошлины составляет в среднем 1 тыс. рублей. Оплату следует производить безналичными средствами с расчетного счета МФО.
Следующим делом необходимо будет собрать документы, которые будут передаваться в Банк России с целью включения в реестр. Необходимый пакет документов включает:
После подачи вышеописанного пакета документов территориальное отделение Банка России будет рассматривать дело. При соблюдении всех требований и отсутствии препятствующих факторов учреждение будет включено в госреестр МФО.
На рассмотрение дела, в соответствии с законом, отводится 14 рабочих дней.